вторник, 5 июля 2011 г.

Храм

Источник:

Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.

 
ХРАМ
Центр христианского культа — церковь (по-гре­чески «кириакон» — «дом господень», или «эккле-сиа» — «народное собрание», или храм, буквально «дом»). Католические храмы в Польше и России на­зываются костелами, а лютеранские — кирка-ми. В кирках нет ни окон, ни скульптур.
В церкви совершаются богослужения, чтобы верую­щие могли вступить в общение с богом и получить «божественную благодать». Известный церковный авторитет Симеон Солунский поучал, что «в храмах
являются божественные силы, совершаются чудеса, явления ангелов и знамения святых, исполняются прошения и даруются исцеления». Христианские богослужения состоят из таинств, молитв, священ­ных песнопений, чтения «священного писания» и по­учений. У православных богослужения бывают обще­ственные: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия и частные: таинства, молитвословия, молебное пение на разные случаи.
Православный храм делится на три части: пред-храмие, или притвор (передняя часть), неф — ко­рабль (средняя часть) и алтарь (от латинского выра­жения «алта-ара» — возвышенный жертвенник). При­твор, или паперть, представляющий крыльцо или крытую площадку, иногда переходящую в галерею, когда-то предназначался для «оглашенных», т. е. готовящихся принять христианство, и для «кающих­ся» в грехах. В настоящее время притворы потеряли всякий смысл.
Алтарь у православных отгорожен от остального помещения иконостасом, состоящим из нескольких ярусов икон, расположенных по определенной «не­бесной иерархии»: первый ряд сверху — предтечи — ветхозаветные праотцы, в середине бог Саваоф, вто­рой ряд — пророки, в центре богоматерь, третий ряд—праздники, иконы, изображающие земную жизнь Иисуса Христа и богородицы, четвертый ряд — моления святых перед Христом и пятый ряд—мест­ные святые. Перед алтарем расположен амвон — возвышенное место, с которого читаются тексты из Евангелия и произносятся проповеди.
При строительстве христианских храмов немало заимствовалось от устройства древнегреческих теат­ров. Иконостас — это, по существу, задняя часть гре­ческого театра, тот же фасад с тремя дверями, из ко­торых центральная, отличающаяся особенно роскош­ной отделкой, — «царские врата». Клиросы — это возвышение античного театра, на котором распола­гался хор. На сооружение христианских церквей оказало влияние и устройство языческих храмов. Они ставились на костях принесенного в жертву человека, при освящении христианской церкви тоже когда-то под престол обязательно клали кусочек кожи или кости от мощей святого.
Когда христианство в IV веке н. э. стало господ­ствующей религией в Римской империи, многие язы­ческие святилища были превращены в' места хри­стианского культа. Только в Риме до двадцати язы­ческих храмов было переделано в христианские церкви. В VII веке один из «отцов церкви» Анаста­сий писал: «Не превратился ли храм Аполлона в Ватикане в церковь апостолов, а храм Кастора и Поллукса на базарной площади в Риме — в церковь святых Козьмы и Дамиана? Разве Пантеон, который некогда был храмом всех идолов, не является теперь церковью девы и всех святых?»
Без особых изменений римский храм семи планет стал храмом Марии Ротонды. Лишь с портала сняли бронзу и перелили для украшения гробницы апо­стола Петра. Колонны и мрамор языческих храмов использовались для украшения церквей. Постамент статуи императора Марка Аврелия обратили в пье­дестал для статуи апостола Павла, египетские обе­лиски увенчали крестами. В древнегреческом Парфе­ноне, где был храм богини мудрости Афины Паллады, разместился христианский храм, в котором повесили икону святой Софии.
В богатом торговом городе Селевкии Афину Пал-ладу почитали как покровительницу и защитницу города от частых набегов его соседей. При введении христианства вместо Афины стали почитать муче­ницу Феклу, якобы спасшую город от варваров. Поклонники Феклы по привычке приносили в ее храм ворон и петухов, которые ранее посвящались Афине. При входе по-прежнему продавали мыло, чтобы паломники могли омыться и войти чистыми в святилище. Церковь девы Марии в Марселе, находя­щаяся недалеко от пристани, построена на месте древнего римского храма Дианы, который заменил еще более древнее капище финикийской богини Астарты. Церковь Марии расположена на холме и служит маяком для рыбаков. Когда они отправляют­ся в море, то берут с собой «на счастье» камешки от подножия статуи Марии, стоящей перед храмом. В древности точно так же поступали финикийские, а затем римские рыбаки.
В VI веке папа Григорий I писал Августину, уполномоченному церкви в Британии: «Не следует

разрушать языческие храмы, а только идолов, освя­тив воду, окропить ею храмы, соорудить в них алтари и поставить мощи. Говорят, что народ имеет обыкно­вение приносить в жертву быков, надобно, чтобы этот обычай обратился бы в христианское торжество. Пусть приводят своих животных, которые будут уби­ваемы не как жертвы дьяволу, но для христианской трапезы».
Смешение христианства с язычеством особенно сильно проявилось при строительстве церквей на Руси. Церкви и часовни строились, как правило, в языче­ских священных рощах. Духовенство устраивало «явление икон» на почитаемых язычниками деревьях. «Повелиши рубати церкви и поставляши по ме­стам,— говорится в летописи, — где же стояху ку­миры. И постави церков... иде же стояще кумир Пе­рун».
В 1953 году в Киеве во время раскопок было обнаружено языческое святилище, на месте которого в X веке была построена Десятинная церковь. В XI веке около города Ростова на месте, где стоял каменный идол Белее, был построен Богоявленский монастырь. В Новгороде церковь святого Власия была построена на месте мольбища богу скота Ве-лесу. В ней находилась очень древняя икона, изобра­жавшая этого святого, окруженного лошадьми, коро­вами, овцами, свиньями.
В некоторых местах Древней Руси были громад­ные каменные глыбы, служившие предметами рели­гиозного культа. Им давали разные названия: Конь-камень, Баран-камень, Свинья-камень. Такие назва­ния еще встречались в Саратовской и Новгородской губерниях в XIX веке. Эти каменные глыбы почита­лись защитниками от разных бедствий, и к ним об­ращались с просьбой уберечь от несчастий. На месте таких священных камней нередко воздвигали церкви. Около церкви в селе Ивановском Одоевского уезда Тульской губернии до 1917 года было два почитае­мых камня: Баш и Башиха. В Петров день, после молебна божьей матери Умиления, верующие кланя­лись им и оставляли деньги, шерсть, холсты, которые потом забирал священник. Некоторые называли эти камни «Бог» и «Божиха», иные рассказывали, будто татарский сановник Баш с женой Башихой перед Смертью крестились, и на их могилу сами пришли и легли эти камни, а кое-кто утверждал, что если ударить по ним, то ослепнешь, а из камней потечет кровь. Остатки старинного культа камня местная церковь умело приспособила для извлечения выгоды. Подношения приурочивались к Петрову дню, ибо имя Петр в переводе с греческого означает — «камень».
Христианские храмы так же, как и языческие, считались земными жилищами небожителей. Один из «отцов церкви» Иоанн Златоуст писал: «В храме невидимо присутствует сам бог». Названия церквей показывают, кому посвящен храм: Петропавлов­ский— апостолам Петру и Павлу, Андреевский — святому Андрею, Никольский — святому Николаю. В храме обычно находится икона этого святого. По­толки в некоторых христианских храмах украшены изображениями солнца, звезд, что является пережит­ком поклонения небесным светилам.
Как и языческие храмы, христианские церкви расположены алтарями на восток. Еще у древних египтян запад был местом жительства злых духов, потому что там лежала пустыня — область самумов (песчаных бурь). Святой Кирилл Иерусалимский поучал: «Запад есть место видимой тьмы, сатана во тьме имеет державу свою».
В алтаре христианских церквей так же, как в языческих храмах, имеется жертвенник. На жертвен­ном столе священник готовит «святые дары» — хлеб и вино, причащение которыми в христианском культе заменило жертвоприношения.
Ф. Энгельс писал: «...обычай жертвоприношения так глубоко вкоренился в нравы народов, что като­лицизм, восстановивший так'много языческого, счел нужным приспособиться к этому обстоятельству введением хотя бы символического приношения да­ров» Ч Христианский культ целиком основан на жертвоприношениях: ладана, воска, масла (елея), хлеба и вина. Архимандрит Сергей Химбаро писал в XVI веке, что в православный алтарь приносят мясо, сыр, хлеб, овощи, мед для освящения.
Священнодействия в христианской церкви так же, как и в языческом храме, имеют магическое значение.
1 К.   .Маркс  и  Ф.   Энгельс.   Соч., т. 22, стр. 477.

Храм божий —это территория, на которой якобы кончается влияние «нечистой силы». При освящении католической церкви на полу вдоль обеих диагона­лей писали алфавит, для того чтобы непрерывным и последовательным рядом букв создать., непреодоли­мую защиту от бесов. Когда-то верили, что если пра­вославный священник раскроет царские ворота в алтаре с молитвой: «Двери отверзи нам, пресвятая богородица», — то после этого якобы быстрее начнут­ся роды. Это пережиток древних верований, согласно которым подобное должно вызвать подобное.
Симеон Солунский писал, что «в вещах церков­ных приходит благодать божья». Все культовые предметы, начиная от богослужебных книг и кончая чашей для причастия, имели будто бы чудодействен­ную силу. Так, скоба от церковных дверей, штука­турка от часовни якобы могут лечить болезни, зола из церковного кадила исцеляет от лихорадки и пьян­ства, вода с печатки, которой штампуют просфоры, помогает от «сглазу», вода с девяти икон излечивает от бессонницы. В Древней Руси приносили в церковь соль и клали ее под престол, чтобы она приобрела целебную силу.
Верующие приписывали церковной утвари сверхъ­естественные свойства амулетов и талисманов. Аму­лет в переводе с латинского означает «привеска», предмет, носимый людьми на теле как колдовское средство, предохраняющее от вредного влияния, уда­ляющее злых духов. Талисман — предмет, якобы мо­гущий приносить счастье и удачу. Христиане верили, что, прикоснувшись к церковной утвари, можно по­лучить «благодать». В старину некоторые наиболее чтимые амулеты были превращены в христианские святыни. Так, воронежская икона божьей матери «Знамение» в Преображенском соборе города Пав­ловска была написана внутри большой морской ра­ковины, которую до этого почитали как амулет.
Зажжение светильников и лампад перед иконами, курение ладана, коленопреклонение и падение ниц, обеты, богатые приношения в пользу церкви были и в языческих храмах.
Широко распространенный в языческом мире обы­чай инкубации, состоящий в том, что верующие про­водили ночи в храме в надежде получить избавление от болезни   или же откровение   как ее   излечить, В  IV веке перешел   к христианам, которые проводили у мощей мучеников недели и месяцы, ожидая исце­ления.



Богослужение в церкви во многом напоминает культовые действия, проводившиеся в -храмах еги­петской богини Исиды. Жрецы показывали верую­щим «святые дары», свечи, устраивали совместные трапезы, на которых вкушали хлеб и вино, совер­шали исповедь, соблюдали посты и т. д. Когда като­лические монахи попали в Тибет, то они крайне уди­вились, встретив у ламаистов дарохранительницу, колокола, кадила, кропила, посох, ризы, благослове­ние правой рукой, молебны, «святую воду», «изгна­ние бесов», исповедь и обряды, напоминающие хри­стианские таинства — крещение и причащение.
Монахи были удивлены тем, что ламаистские ко­робочки с молитвами, потрясая которые, верующие ламаисты как бы читают молитвы, основаны на том же принципе, что и христианские четки. По ним мо­нахи считают число совершаемых поклонов и молитв.
V   православных   четки   называются   лестовкой   или вервицей.  Лестовка — небольшая  лента   или  шнур  с нанизанными    103   шариками,   называемыми    бабоч­ками.
У мусульман такие четки состоят из  100 шариков, обозначающих сто имен Аллаха.­
Дворянство и купечество в царской России соору­жало церкви на потертые мужицкие пятаки, укра­шало золотом, серебром и драгоценными камнями иконостасы. «Праведно живет — с нищего дерет да на церковь кладет», — говорил народ. — «Иконы кра­сит, а людей грабит».
К началу 1917 года в России было 68 897 церквей и часовен (храмы без престола). Строительство только Исаакиевского собора — одного из замечательнейших зданий в мире — стоило около 25 млн. рублей.
В храмах духовенство проповедовало покорность помещикам. В Москве в Государственной Третьяков­ской галерее висит картина известного русского ху­дожника В. Г. Перова «Проповедь в селе». Священ­ник поучает верующих словами Евангелия «Несть бо власти, аще не от бога». Носители этой власти сидят перед амвоном, охраняемые дворецким, который от­талкивает от господ старуху-нищенку. Старый помещик сладко спит. Молодая помещица, заслоняясь молитвенником, кокетничает с наклонившимся к ней молодым дворянином. На лице стоящего в первом ряду бедняка-крестьянина с двумя оборванными детьми написано недоверие к словам священника. Он почесывает голову в ответ на убеждения проповед­ника покаяться и возлюбить господ. Картина, напи­санная в 1861 году, разоблачает священников, этих духовных приказчиков помещиков, использующих религию как орудие угнетения трудящихся и затем­нения их сознания.
Многие помещики прикрывали свой хищнический паразитизм, жестокость и разврат ханжеским благо­честием. Таков главный персонаж романа М. Е. Сал­тыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Порфирий Головлев, прозванный родными Иудушкой-кровопи-вушкой. В письме к своей племяннице, которой он предлагает стать его любовницей, этот святоша ссылается на волю бога: «Сегодня я молил и просил боженьку, чтобы он оставил мне мою Анниньку. И боженька мне сказал: „возьми Анниньку за пол­ненькую тальицу и прижми ее к своему сердцу"». Иудушка всегда рассчитывал на молитвы как на средство достижения успеха в своих грязных делиш­ках. «Иудушка... был набожен и каждый день посвя­щал молитве несколько часов. Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику мо­литвенного стояния».




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Убедительная просьба: Удерживайтесь от оскорблений и перехода на личности. Комментарии содержащие оскорбительные выражения и не нормативную лексику будут удаляться без всякого сожаления.