вторник, 5 июля 2011 г.

Крест

Источник:

Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.


КРЕСТ
Православный бьет поклоны перед крестом, на­девает крестик на шею своего ребенка для предохра­нения его от всяких напастей, осеняет себя крестным знамением при посадке в поезд, крестит при зевке рот, чтобы туда не попал бес. Сейчас в нашей стране многие верующие не носят крест. Медицинские ос­мотры в сельских школах показывают, что у преоб­ладающего большинства детей школьного возраста отсутствуют нательные крестики. Существуют, одна­ко, и отдельные скрытые формы их сохранения: крест привязывают к изголовью кровати ребенка, зашивают в одежду, считая его предохранительным средством, «оберегом».
Поклонение кресту присуще не только христиан­ству. Известный путешественник Кук очень удивился тому, что коренные жители Новой Зеландии ставят крест, украшенный перьями, на могилах своих по­койников. Еще больше изумлялись испанские монахи, когда они приплыли в Мексику к язычникам и в их храмах и хижинах нашли изображение креста. Мо­нахи говорили, что это дьявол якобы дал крест языч­никам на соблазн и посмешище христиан.
Ученые установили, что крест почитался за много веков до христианства в Древнем Египте, Вавилоне, Иране, Индии, Греции. Его изображения обнаружи­вали на древних монетах, вазах, могильных памят­никах. Многие языческие боги: Осирис в Египте, Буд­да в Индии, Купидон в Греции — изображались с крестами. Скипетры ассиро-вавилонского бога Ану, греческого бога солнца Аполлона имели форму креста как символа солнца и его лучей. Мраморный крест был обнаружен на острове Крит в древнем святили­ще, относящемся еще ко второму тысячелетию до но­вой эры. В Древнем Риме посреди города стоял храм Весты, жрицы которого весталки, поддерживающие неугасимый огонь в нем, носили на шее крест.
Откуда взялось почитание креста?


Прообразом культового креста было деревянное крестообразное приспособление для добывания огня. Пламя получали от трения одного более твердого бруска дерева поперек другого, более мягкого. От­крытие огня было величайшим благом, которое из­бавляло людей от тьмы, предохраняло от холода и отпугивало хищных зверей. Огонь дал людям свет, тепло, горячую пищу, способствовал появлению гон­чарного производства и обработки металлов. Людям казалась чудесной способность огня рассеивать тьму и прогонять зверей. Поэтому человек поклонялся огню, почитал крест как инструмент, рождающий огонь.
Пережитки поклонения огню долго оставались в быту людей, сохранились в обычае зажигать неуга­симую лампаду у иконы, в почитании «домашнего очага». В Иванов день «царь-огонь» для праздничных костров всегда добывался трением двух деревянных палок. Через костры, зажженные этим огнем, пры­гали девушки с парнями, проводился скот для того, чтобы очиститься от «нечистой силы».
Ф. Энгельс отметил, что открытие огня нашло от­ражение в религиозных представлениях и обрядах древних людей. «Практическое открытие превраще­ния механического движения в теплоту так старо, что от него можно было бы считать начало человеческой истории, — писал Ф. Энгельс. — Какие бы достижения ни предшествовали этому открытию — в виде изобре­тения орудий и приручения животных, — но только научившись добывать огонь с помощью трения, люди впервые заставили служить себе некоторую неорга­ническую силу природы. Какое глубокое впечатление произвело на человечество это гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие показы­вают еще теперешние народные суеверия... Много времени спустя после того, как людям стали изве­стны другие способы получения огня, всякий священ­ный огонь должен был у большинства народов добы­ваться путем трения. Еще и поныне в большинстве европейских стран существует народное поверье о том, что чудотворный огонь (например, у нас, нем­цев, огонь для заклинаний против поветрия на живот­ных) может быть зажжен лишь при помощи трения. Таким образом, еще и в наше время благодарная па мять о первой большой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в народном суеверии, в остатках язычески-мифологических воспо­минаний образованнейших народов мира» '.
Крест, лампадки, паникадило, ладан — все это пе­режитки огнепоклонства. Первоначальное христиан­ство не знало культа креста. В Новом завете крест называется «знаком зверя» как знак Римского госу­дарства, ненавистного первым христианам. В III веке христианский писатель Минуций Феликс в сочинении «Октавий» заявлял тогдашним «язычникам»: «Мы не почитаем крестов, и они нам, христианам, не нужны. Это вы, язычники, для которых священны деревянные идолы, почитаете деревянные кресты как принадлеж­ности ваших богов; и ваши знамена, стяги и военные значки, что другое из себя представляют, как не кресты золоченые и изукрашенные?».
Христиане   стали   поклоняться    кресту   лишь    с"*) IV века,   когда было сочинено сказание о том,   что I мать императора Константина — Елена нашла крест,/ на котором якобы распяли Христа. Однако ни один из христианских  авторов,  современников  Елены,  не упоминает об обнаружении ею креста, хотя церков­ный историк IV века Евсевий Кесарийский, подробно описывающий, ее путешествие по Палестине, должен был бы сообщить об этом событии. Впервые о наход­ке Елены стал писать «отец церкви» Амвросий, родив­шийся после ее смерти.
В «Журнале Московской патриархии» (1962, № 9) в качестве подтверждения того, что Елена нашла крест, на котором был распят Христос, сообщается, что в Риме в базилике святого креста хранится дере­вянная дощечка, прибитая над головой Христа во время его распятия. Но ведь давно доказано, что это очень грубая подделка, появившаяся спустя более тысячи лет после смерти Елены.
Несмотря на то что христиане верили в распятие Иисуса, они много веков не изображали его распятым на кресте. Еще в VIII веке на первых изображениях Христа на кресте его рисовали благословляющим, а не распятым. Лишь в XII веке появились изображе­ния спасителя, распятого на кресте.
'К- Маркс и  Ф. Энгельс.   Соч., т. 20, стр. 429—430.

Если бы христиане действительно знали, на Каком кресте был распят Иисус Христос, они все почитали бы одинаковый крест. А между тем изображения креста имели то равноконечную форму, то форму буквы X (андреевский крест). У католиков он — че­тырехконечный,, у православных — шести- и восьми­конечный. Есть кресты одиннадцати- и восемнадцати-конечные. Папский крест имеет три перекладиныД крест московского патриарха — две перекладины.
Предположение о том, что христианство, возник^ шее вначале как религия рабов, приняло крест в ка­честве символа, потому что на нем казнили первых христиан-рабов, несостоятельно, ибо в древнем Риме распинали не на крестах, а на столбах, имевших форму буквы Т.
Христиане относились к кресту, как к фетишу, считая, что от него исходит чудесная сила, что это «животворящее дерево» будто бы может совершать чудеса. В великий пост, на так называемой кресто­поклонной неделе, в церквах совершается обряд «поклонения кресту»: «Кресту твоему поклоняемся, владыко, — говорится в молитвах. — Радуйся кресте... Вопием ему: спаси нас, кресте, силою твоею».
На Руси после принятия христианства многим камням, считавшимся у язычников священными, ста­ли придавать форму креста и ставить их на могилах, перекрестках дорог, чтобы прогонять чертей, которые якобы собираются в этих местах.
Темные люди считали, что крест может даже от­крывать преступления. В 1874 году в одном из хуто­ров близ предместья Херсона у крестьянина пропало 100 рублей. Заподозренная в краже, но, как потом выяснилось, совершенно невиновная Марфа Артыно-ва была схвачена и притащена на кладбище. Здесь ее привязали к кресту, заявив, что «святой крест» заставит ее сказать правду. Сначала ее били нагай­кой, потом повесили за руки на поперечной перекла­дине и начали щипцами тянуть ее за шею и за язык. На все мольбы несчастной женщины о пощаде ей отвечали: «Если ты не виновата в краже денег, то тебе не больно. Святой крест не допустит боли».
Крестики, которые носят верующие на шее, — это амулеты от злых духов. Существовали пословицы: «От беса — крестом, а от свиньи — пестом», «Крестом сатану связали». Во время эпидемии скота крестьяне давали лошадям и коровам лизать крест, надевали крестики на скот для предохранения от заразы. Ко­гда-то под Новый год верующие рисовали мелом кресты на дверях и воротах, чтобы бесы не могли проникнуть в дом или во двор и повредить людям и скоту. Этот обычай долго сохранялся в сельских мест­ностях. В Норвегии и других странах под праздник рождества и Нового года на дверях и окнах даже в наше время рисуют кресты, чтобы в дом не про­никли черти.
Магическое значение имеет христианский молит­венный жест — «крестное знамение». Старообрядцы крестятся двумя пальцами, остальные православ­ные— тремя, католики — пятью. Смысл крестного знамения такой же, как в начертании магического круга вокруг человека для того, чтобы его не тронула «нечистая сила». Когда-то христиане верили, что при помощи «крестного знамения» можно оградить себя от «нечистой силы», потушить пожар, утихомирить бурю, излечить больного, усмирить диких зверей. В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» кузнец Вакула подчинил себе черта при помощи крестного знамения.
Этот молитвенный жест был известен задолго до христианства. Он существовал в древнегреческом культе. Подняв вверх три пальца, человек верил, что отгоняет злую силу. Сохранилась бронзовая отливка руки с тремя выпрямленными пальцами. Такие от­ливки посвящались богу Сабазяю, которого почитали в восточной части Средиземноморья. У почитателей бога Митры был обычай ставить на груди и на лбу знак креста — знак огня и солнца, знак спасения и ^вечной жизни. В каноне японской буддийской секты ( сингон существует обряд моления Будде путем раз-\^личных комбинаций движения пальцев.
В царской России крест широко использовался для монархической пропаганды. В Государственном музее истории религии и атеизма в Ленинграде хра­нится резной раскрашенный крест, посвященный убийству Александра II. На нем нарисованы карета, охваченная огнем, пара белых лошадей, Алек­сандр II, лежащий в гробу, лестница, по которой со ступеньки на ступеньку взбирается его душа на самый верх, где изображена «святая троица». Его сын — Александр III приказал на оборотной стороне всех наперсных крестов священников изображать корону.
В христианстве крест — символ жизненных лише­ний и страданий, которые человек должен терпеливо переносить во имя Христа. Верующим внушают идею покорности, призывают «нести свой крест», уповая на награду на небесах, так как «Христос терпел и нам велел». В брошюрке «Три слова о несении кре­ста», изданной в 1906 году, епископ Феофан поучал, что, «видя скорби, несчастья и слезы, не удивляйся и терпи их, не досадуй, не ропщи, у каждого свой крест, другому не завидуй». В листовке «Наши кре­сты», изданной Троице-Сергиевой лаврой, митрополит московский Иннокентий писал: «Господь повелел нам взять крест свой. Под именем креста разумеются страдания и горести. Взять крест свой — значит при­нимать и безропотно переносить все, что бы ни слу­чилось с нами в жизни нашей неприятного, горест­ного, печального, трудного и тяжелого. И поэтому обидит кто тебя, или причинит тебе печаль, или ты при всех неотступных трудах терпишь нужду и недо­статок, или даже самая нищета подавляет тебя—• все это перенеси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, не считай себя обиженным и не жди за это земной награды, но перенеси все это с любовью, радостью и твердостью».
Христианская религия, считающая крест важней­шей святыней, звала с его помощью народ к смире­нию перед угнетателями. «Святыня православия тем дорога, что учит «безропотно» переносить горе!— писал В. И. Ленин. — Какая же это выгодная, в са­мом деле, для господствующих классов святыня!»1








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Убедительная просьба: Удерживайтесь от оскорблений и перехода на личности. Комментарии содержащие оскорбительные выражения и не нормативную лексику будут удаляться без всякого сожаления.