Источник:
КРЕСТ
Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.
КРЕСТ
Православный бьет поклоны перед крестом, надевает крестик на шею своего ребенка для предохранения его от всяких напастей, осеняет себя крестным знамением при посадке в поезд, крестит при зевке рот, чтобы туда не попал бес. Сейчас в нашей стране многие верующие не носят крест. Медицинские осмотры в сельских школах показывают, что у преобладающего большинства детей школьного возраста отсутствуют нательные крестики. Существуют, однако, и отдельные скрытые формы их сохранения: крест привязывают к изголовью кровати ребенка, зашивают в одежду, считая его предохранительным средством, «оберегом».
Поклонение кресту присуще не только христианству. Известный путешественник Кук очень удивился тому, что коренные жители Новой Зеландии ставят крест, украшенный перьями, на могилах своих покойников. Еще больше изумлялись испанские монахи, когда они приплыли в Мексику к язычникам и в их храмах и хижинах нашли изображение креста. Монахи говорили, что это дьявол якобы дал крест язычникам на соблазн и посмешище христиан.
Ученые установили, что крест почитался за много веков до христианства в Древнем Египте, Вавилоне, Иране, Индии, Греции. Его изображения обнаруживали на древних монетах, вазах, могильных памятниках. Многие языческие боги: Осирис в Египте, Будда в Индии, Купидон в Греции — изображались с крестами. Скипетры ассиро-вавилонского бога Ану, греческого бога солнца Аполлона имели форму креста как символа солнца и его лучей. Мраморный крест был обнаружен на острове Крит в древнем святилище, относящемся еще ко второму тысячелетию до новой эры. В Древнем Риме посреди города стоял храм Весты, жрицы которого весталки, поддерживающие неугасимый огонь в нем, носили на шее крест.
Откуда взялось почитание креста?
Прообразом культового креста было деревянное крестообразное приспособление для добывания огня. Пламя получали от трения одного более твердого бруска дерева поперек другого, более мягкого. Открытие огня было величайшим благом, которое избавляло людей от тьмы, предохраняло от холода и отпугивало хищных зверей. Огонь дал людям свет, тепло, горячую пищу, способствовал появлению гончарного производства и обработки металлов. Людям казалась чудесной способность огня рассеивать тьму и прогонять зверей. Поэтому человек поклонялся огню, почитал крест как инструмент, рождающий огонь.
Пережитки поклонения огню долго оставались в быту людей, сохранились в обычае зажигать неугасимую лампаду у иконы, в почитании «домашнего очага». В Иванов день «царь-огонь» для праздничных костров всегда добывался трением двух деревянных палок. Через костры, зажженные этим огнем, прыгали девушки с парнями, проводился скот для того, чтобы очиститься от «нечистой силы».
Ф. Энгельс отметил, что открытие огня нашло отражение в религиозных представлениях и обрядах древних людей. «Практическое открытие превращения механического движения в теплоту так старо, что от него можно было бы считать начало человеческой истории, — писал Ф. Энгельс. — Какие бы достижения ни предшествовали этому открытию — в виде изобретения орудий и приручения животных, — но только научившись добывать огонь с помощью трения, люди впервые заставили служить себе некоторую неорганическую силу природы. Какое глубокое впечатление произвело на человечество это гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие показывают еще теперешние народные суеверия... Много времени спустя после того, как людям стали известны другие способы получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне в большинстве европейских стран существует народное поверье о том, что чудотворный огонь (например, у нас, немцев, огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен лишь при помощи трения. Таким образом, еще и в наше время благодарная па мять о первой большой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в народном суеверии, в остатках язычески-мифологических воспоминаний образованнейших народов мира» '.
Крест, лампадки, паникадило, ладан — все это пережитки огнепоклонства. Первоначальное христианство не знало культа креста. В Новом завете крест называется «знаком зверя» как знак Римского государства, ненавистного первым христианам. В III веке христианский писатель Минуций Феликс в сочинении «Октавий» заявлял тогдашним «язычникам»: «Мы не почитаем крестов, и они нам, христианам, не нужны. Это вы, язычники, для которых священны деревянные идолы, почитаете деревянные кресты как принадлежности ваших богов; и ваши знамена, стяги и военные значки, что другое из себя представляют, как не кресты золоченые и изукрашенные?».
Христиане стали поклоняться кресту лишь с"*) IV века, когда было сочинено сказание о том, что I мать императора Константина — Елена нашла крест,/ на котором якобы распяли Христа. Однако ни один из христианских авторов, современников Елены, не упоминает об обнаружении ею креста, хотя церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, подробно описывающий, ее путешествие по Палестине, должен был бы сообщить об этом событии. Впервые о находке Елены стал писать «отец церкви» Амвросий, родившийся после ее смерти.
В «Журнале Московской патриархии» (1962, № 9) в качестве подтверждения того, что Елена нашла крест, на котором был распят Христос, сообщается, что в Риме в базилике святого креста хранится деревянная дощечка, прибитая над головой Христа во время его распятия. Но ведь давно доказано, что это очень грубая подделка, появившаяся спустя более тысячи лет после смерти Елены.
Несмотря на то что христиане верили в распятие Иисуса, они много веков не изображали его распятым на кресте. Еще в VIII веке на первых изображениях Христа на кресте его рисовали благословляющим, а не распятым. Лишь в XII веке появились изображения спасителя, распятого на кресте.
'К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 429—430.
Если бы христиане действительно знали, на Каком кресте был распят Иисус Христос, они все почитали бы одинаковый крест. А между тем изображения креста имели то равноконечную форму, то форму буквы X (андреевский крест). У католиков он — четырехконечный,, у православных — шести- и восьмиконечный. Есть кресты одиннадцати- и восемнадцати-конечные. Папский крест имеет три перекладиныД крест московского патриарха — две перекладины.
Предположение о том, что христианство, возник^ шее вначале как религия рабов, приняло крест в качестве символа, потому что на нем казнили первых христиан-рабов, несостоятельно, ибо в древнем Риме распинали не на крестах, а на столбах, имевших форму буквы Т.
Христиане относились к кресту, как к фетишу, считая, что от него исходит чудесная сила, что это «животворящее дерево» будто бы может совершать чудеса. В великий пост, на так называемой крестопоклонной неделе, в церквах совершается обряд «поклонения кресту»: «Кресту твоему поклоняемся, владыко, — говорится в молитвах. — Радуйся кресте... Вопием ему: спаси нас, кресте, силою твоею».
На Руси после принятия христианства многим камням, считавшимся у язычников священными, стали придавать форму креста и ставить их на могилах, перекрестках дорог, чтобы прогонять чертей, которые якобы собираются в этих местах.
Темные люди считали, что крест может даже открывать преступления. В 1874 году в одном из хуторов близ предместья Херсона у крестьянина пропало 100 рублей. Заподозренная в краже, но, как потом выяснилось, совершенно невиновная Марфа Артыно-ва была схвачена и притащена на кладбище. Здесь ее привязали к кресту, заявив, что «святой крест» заставит ее сказать правду. Сначала ее били нагайкой, потом повесили за руки на поперечной перекладине и начали щипцами тянуть ее за шею и за язык. На все мольбы несчастной женщины о пощаде ей отвечали: «Если ты не виновата в краже денег, то тебе не больно. Святой крест не допустит боли».
Крестики, которые носят верующие на шее, — это амулеты от злых духов. Существовали пословицы: «От беса — крестом, а от свиньи — пестом», «Крестом сатану связали». Во время эпидемии скота крестьяне давали лошадям и коровам лизать крест, надевали крестики на скот для предохранения от заразы. Когда-то под Новый год верующие рисовали мелом кресты на дверях и воротах, чтобы бесы не могли проникнуть в дом или во двор и повредить людям и скоту. Этот обычай долго сохранялся в сельских местностях. В Норвегии и других странах под праздник рождества и Нового года на дверях и окнах даже в наше время рисуют кресты, чтобы в дом не проникли черти.
Магическое значение имеет христианский молитвенный жест — «крестное знамение». Старообрядцы крестятся двумя пальцами, остальные православные— тремя, католики — пятью. Смысл крестного знамения такой же, как в начертании магического круга вокруг человека для того, чтобы его не тронула «нечистая сила». Когда-то христиане верили, что при помощи «крестного знамения» можно оградить себя от «нечистой силы», потушить пожар, утихомирить бурю, излечить больного, усмирить диких зверей. В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» кузнец Вакула подчинил себе черта при помощи крестного знамения.
Этот молитвенный жест был известен задолго до христианства. Он существовал в древнегреческом культе. Подняв вверх три пальца, человек верил, что отгоняет злую силу. Сохранилась бронзовая отливка руки с тремя выпрямленными пальцами. Такие отливки посвящались богу Сабазяю, которого почитали в восточной части Средиземноморья. У почитателей бога Митры был обычай ставить на груди и на лбу знак креста — знак огня и солнца, знак спасения и ^вечной жизни. В каноне японской буддийской секты ( сингон существует обряд моления Будде путем раз-\^личных комбинаций движения пальцев.
В царской России крест широко использовался для монархической пропаганды. В Государственном музее истории религии и атеизма в Ленинграде хранится резной раскрашенный крест, посвященный убийству Александра II. На нем нарисованы карета, охваченная огнем, пара белых лошадей, Александр II, лежащий в гробу, лестница, по которой со ступеньки на ступеньку взбирается его душа на самый верх, где изображена «святая троица». Его сын — Александр III приказал на оборотной стороне всех наперсных крестов священников изображать корону.
В христианстве крест — символ жизненных лишений и страданий, которые человек должен терпеливо переносить во имя Христа. Верующим внушают идею покорности, призывают «нести свой крест», уповая на награду на небесах, так как «Христос терпел и нам велел». В брошюрке «Три слова о несении креста», изданной в 1906 году, епископ Феофан поучал, что, «видя скорби, несчастья и слезы, не удивляйся и терпи их, не досадуй, не ропщи, у каждого свой крест, другому не завидуй». В листовке «Наши кресты», изданной Троице-Сергиевой лаврой, митрополит московский Иннокентий писал: «Господь повелел нам взять крест свой. Под именем креста разумеются страдания и горести. Взять крест свой — значит принимать и безропотно переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального, трудного и тяжелого. И поэтому обидит кто тебя, или причинит тебе печаль, или ты при всех неотступных трудах терпишь нужду и недостаток, или даже самая нищета подавляет тебя—• все это перенеси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, не считай себя обиженным и не жди за это земной награды, но перенеси все это с любовью, радостью и твердостью».
Христианская религия, считающая крест важнейшей святыней, звала с его помощью народ к смирению перед угнетателями. «Святыня православия тем дорога, что учит «безропотно» переносить горе!— писал В. И. Ленин. — Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня!»1
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Убедительная просьба: Удерживайтесь от оскорблений и перехода на личности. Комментарии содержащие оскорбительные выражения и не нормативную лексику будут удаляться без всякого сожаления.