Источник:
Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.
ЦЕРКОВНОЕ ЯЗЫЧЕСТВОХристианский культ имеет большую и сложную историю. Первоначально «христианство не знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений и процессий классической древности» '.
Отрицание феодальным христианством языческих праздников и обрядов имело прогрессивное значение, так как они закрепляли реакционные патриархально-общинные и рабовладельческие социально-экономические отношения и отжившие быт и нравы. Постепенно церковь ввела свои праздники, обряды и обычаи, которые начали изменяться в середине XI века в связи с разделением христианства на две церкви — западную (римско-католическую) во главе с римским папой и восточную (греко-православную), управляемую патриархами — константинопольским, иерусалимским и другими. Различия в обрядах были вызваны расколом и -последующей изоляцией церквей друг от друга. Так, у католиков крещение совершается обливанием водой, а у православных — погружением в воду, католики используют для причащения облатки из бездрожжевого теста, а православные — просфоры из квасного теста.
Христианство вобрало в себя многие местные .верования и обряды, что привело к образованию в Западной Европе «католического язычества», а в Восточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Славяне продолжали ходить молиться под овины, к священным
'К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 313.
деревьям, озерам, сходились на языческие игрища. Многие чтили и священника, и волхва, но от встречи со священником нередко уклонялись, считали это недоброй приметой. Профессор богословия Московской духовной академии Е. Е. Голубинский в первом томе «Истории русской церкви», изданном в 1904 году, признавал, что «наибольшая часть верований, празднеств и обычаев языческих осталась в народе... Он еще весьма немало удерживает в своей вере и в своем быту остатков язычества».
Православие называли «обрядоверием» из-за множества обрядов. Они были необходимы церкви, так как эти внешние выражения религиозных представлений и возбудители религиозных эмоций наиболее сильно воздействовали на людей. «Верующим подавай блеску, пестроты, театральной пышности, картинности, музыкальности, величественной таинственности, эффектов освещения... — писал Д. И. Писарев.— Празднества, процессии, облачение священников и причетников, убранство храмов — все это было расположено так, чтобы поражать чувство и воображение поклонников»'.
Блещущее позолотой убранство храма, свет лампад и свечей, пышные одеяния, одурманивающий аромат благовоний оказывают сильное влияние на органы чувств верующих: на зрение — необычная архитектура храма, таинственное освещение его, иконы, кресты, облачение духовенства; на слух — звон и перезвон колоколов, слова молитв, хор певчих; на обоняние — синеватый кадильный дым, ладан, миро; на вкус — просфора, вино; на осязание—-целование предметов культа, рук священника и т. д.
Писатель В. В. Вересаев отмечал, что сила и значение обряда состоят в том, что он дает уже готовое русло для теснящихся в душе человека чувств, избавляя его от необходимости искать в минуту сильной эмоции путей для их проявления.
Общие чувства верующих на молениях рождаются с помощью массового самовнушения. Религиозные обряды, носящие эмоционально-насыщенный характер, то празднично-торжественный, то мрачный и скорбный, сопровождаемые песнопениями и музыкой,
1 Д. И. Писарев. Соч., т. III. СПб., 1904, стр. 525.
способны растрогать до слез и привести в блаженное состояние. Священники произносят проникновенные слова, утешая молящихся. Все это приводит к болезненной экзальтации и фанатизму..
Разнообразен арсенал средств, применяемых духовенством для создания у верующих религиозного настроения. Это и общие богослужебные обряды, к которым относятся освящение хлебов, вина и елея (смесь масла, вина и душистых веществ), и помазание верующих елеем, и освящение воды накануне и в праздник крещения, и вынос креста для особого поклонения в крестопоклонную неделю великого поста, и крестный ход в первый день пасхи. Существуют также частные религиозные обряды: наречение христианского имени младенцу в первые дни по рождению, погребение, пострижение в монашество, молебствия просительные, благодарственные, заупокойные, молитвы на освящение жилища, пищевых продуктов, учения, путешествия, по случаю засухи, мора, нашествия неприятеля.
Духовенство выделяет еще так называемые символические религиозные обряды: благословение священником молящихся крестным знамением, целование благословляющей руки священнослужителя и икон, зажжение перед иконами свечей и воскурение перед ними фимиама, поднимание рук на молитве и поклоны.
Огромное значение православная церковь придает совершению семи таинств — крещению, миропомазанию, причащению, покаянию, елеосвящению, браку и священству, которые теперь все больше и больше толкуются как символические действия, обозначающие тесное единение христианина с богом.
Всякое обрядовое действие в конечном счете является символом, в котором воплощаются представления и понятия, образы и идеи, вызывающие у людей переживания. Известный русский историк В. О. Ключевский называл эту символическую особенность обряда «обрядословием», указывая на то, что церковь действует на верующих искусством древнейших обрядов. Сами церковные службы с их пением сохранили многое от древнеязыческого культа. Даже число главных лиц, участвующих в православном богослужении, как и число актеров в греческой трагедии, одинаково: три. Протагонист был заменен священником, девтерагонист — дьяконом, тритаго-нист — псаломщиком.
Многие христианские обряды, по существу, являются языческими театральными действиями. Эти языческие представления сохранялись в средневековой церкви Западной Европы в спектаклях на религиозные сюжеты — «мистерии Ветхого завета», «мистерии страстей», «мистерии историй апостолов», которые часто являлись переделками языческих праздничных театральных действий.
В XVI—XVII вв. в православных храмах устраивались инсценировки: «пещное (печное) действо», «действо страшного суда». «Пещное действо» происходило в предрождественскую субботу и представляло собой «чудесное» спасение трех отроков, посаженных по приказу халдейского царя в «пещь огненную» за отказ поклониться золотому тельцу.
Особенно большой театральностью в средневековой России отличался обряд въезда патриарха в Кремль на осле, совершавшийся в память въезда мифического Христа в Иерусалим. До наших дней в православии сохранился обряд омовения ног, совершаемый в кафедральном соборе «в великий четверг» страстной недели в память тайной вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам. Первый из священников изображает апостола Петра, а последний — Иуду Искариота. Архиерей преклоняет колено перед каждым из 12 священников и целует им руки, священники целуют митру и руку архиерея в знак смирения. В католической церкви апостолов изображают не священники, а нищие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Убедительная просьба: Удерживайтесь от оскорблений и перехода на личности. Комментарии содержащие оскорбительные выражения и не нормативную лексику будут удаляться без всякого сожаления.