вторник, 5 июля 2011 г.

Церковное язычество


     Источник:

Л.И.Емелях "Происхождение христианского культа". Лениздат 1971 год.

                                                                            ЦЕРКОВНОЕ ЯЗЫЧЕСТВО
Христианский культ имеет большую и сложную историю. Первоначально «христианство не знало ни­каких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений и процессий классической древ­ности» '.
Отрицание феодальным христианством языческих праздников и обрядов имело прогрессивное значение, так как они закрепляли реакционные патриархально-общинные и рабовладельческие социально-экономиче­ские отношения и отжившие быт и нравы. Постепен­но церковь ввела свои праздники, обряды и обычаи, которые начали изменяться в середине XI века в связи с разделением христианства на две церкви — западную (римско-католическую) во главе с римским папой и восточную (греко-православную), управляе­мую патриархами — константинопольским, иеруса­лимским и другими. Различия в обрядах были вызва­ны расколом и -последующей изоляцией церквей друг от друга. Так, у католиков крещение совершается об­ливанием водой, а у православных — погружением в воду, католики используют для причащения облатки из бездрожжевого теста, а православные — просфоры из квасного теста.
Христианство вобрало в себя многие местные .ве­рования и обряды, что привело к образованию в За­падной Европе «католического язычества», а в Во­сточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Славяне про­должали ходить молиться под овины, к священным
'К.   Маркс и   Ф.   Энгельс.   Соч., т. 19, стр. 313.

деревьям, озерам, сходились на языческие игрища. Многие чтили и священника, и волхва, но от встречи со священником нередко уклонялись, считали это недоброй приметой. Профессор богословия Москов­ской духовной академии Е. Е. Голубинский в первом томе «Истории русской церкви», изданном в 1904 году, признавал, что «наибольшая часть верований, празд­неств и обычаев языческих осталась в народе... Он еще весьма немало удерживает в своей вере и в сво­ем быту остатков язычества».
Православие называли «обрядоверием» из-за мно­жества обрядов. Они были необходимы церкви, так как эти внешние выражения религиозных представ­лений и возбудители религиозных эмоций наиболее сильно воздействовали на людей. «Верующим пода­вай блеску, пестроты, театральной пышности, картин­ности, музыкальности, величественной таинственно­сти, эффектов освещения... — писал Д. И. Писарев.— Празднества, процессии, облачение священников и причетников, убранство храмов — все это было рас­положено так, чтобы поражать чувство и воображение поклонников»'.
Блещущее позолотой убранство храма, свет лам­пад и свечей, пышные одеяния, одурманивающий аро­мат благовоний оказывают сильное влияние на орга­ны чувств верующих: на зрение — необычная архи­тектура храма, таинственное освещение его, иконы, кресты, облачение духовенства; на слух — звон и пе­резвон колоколов, слова молитв, хор певчих; на обо­няние — синеватый кадильный дым, ладан, миро; на вкус — просфора, вино; на осязание—-целование предметов культа, рук священника и т. д.
Писатель В. В. Вересаев отмечал, что сила и зна­чение обряда состоят в том, что он дает уже готовое русло для теснящихся в душе человека чувств, из­бавляя его от необходимости искать в минуту силь­ной эмоции путей для их проявления.
Общие чувства верующих на молениях рождаются с помощью массового самовнушения. Религиозные обряды, носящие эмоционально-насыщенный харак­тер, то празднично-торжественный, то мрачный и скорбный, сопровождаемые песнопениями и музыкой,
1 Д. И. Писарев. Соч., т. III. СПб., 1904, стр. 525.

способны растрогать до слез и привести в блаженное состояние. Священники произносят проникновенные слова, утешая молящихся. Все это приводит к болез­ненной экзальтации и фанатизму..
Разнообразен арсенал средств, применяемых ду­ховенством для создания у верующих религиозного настроения. Это и общие богослужебные обряды, к которым относятся освящение хлебов, вина и елея (смесь масла, вина и душистых веществ), и помазание верующих елеем, и освящение воды накануне и в праздник крещения, и вынос креста для особого по­клонения в крестопоклонную неделю великого поста, и крестный ход в первый день пасхи. Существуют также частные религиозные обряды: наречение хри­стианского имени младенцу в первые дни по рож­дению, погребение, пострижение в монашество, мо­лебствия просительные, благодарственные, заупокой­ные, молитвы на освящение жилища, пищевых про­дуктов, учения, путешествия, по случаю засухи, мора, нашествия неприятеля.
Духовенство выделяет еще так называемые симво­лические религиозные обряды: благословение свя­щенником молящихся крестным знамением, целова­ние благословляющей руки священнослужителя и икон, зажжение перед иконами свечей и воскурение перед ними фимиама, поднимание рук на молитве и поклоны.
Огромное значение православная церковь придает совершению семи таинств — крещению, миропомаза­нию, причащению, покаянию, елеосвящению, браку и священству, которые теперь все больше и больше тол­куются как символические действия, обозначающие тесное единение христианина с богом.
Всякое обрядовое действие в конечном счете яв­ляется символом, в котором воплощаются представ­ления и понятия, образы и идеи, вызывающие у лю­дей переживания. Известный русский историк В. О. Ключевский называл эту символическую осо­бенность обряда «обрядословием», указывая на то, что церковь действует на верующих искусством древ­нейших обрядов. Сами церковные службы с их пени­ем сохранили многое от древнеязыческого культа. Даже число главных лиц, участвующих в православ­ном богослужении, как и число актеров в греческой трагедии, одинаково: три. Протагонист был заменен священником, девтерагонист — дьяконом, тритаго-нист — псаломщиком.
Многие христианские обряды, по существу, явля­ются языческими театральными действиями. Эти язы­ческие представления сохранялись в средневековой церкви Западной Европы в спектаклях на религиоз­ные сюжеты — «мистерии Ветхого завета», «мистерии страстей», «мистерии историй апостолов», которые ча­сто являлись переделками языческих праздничных театральных действий.
В XVIXVII вв. в православных храмах устраи­вались инсценировки: «пещное (печное) действо», «действо страшного суда». «Пещное действо» про­исходило в предрождественскую субботу и представ­ляло собой «чудесное» спасение трех отроков, поса­женных по приказу халдейского царя в «пещь огнен­ную» за отказ поклониться золотому тельцу.
Особенно большой театральностью в средневеко­вой России отличался обряд въезда патриарха в Кремль на осле, совершавшийся в память въезда мифического Христа в Иерусалим. До наших дней в православии сохранился обряд омовения ног, со­вершаемый в кафедральном соборе «в великий чет­верг» страстной недели в память тайной вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам. Первый из священников изображает апостола Петра, а последний — Иуду Искариота. Архиерей прекло­няет колено перед каждым из 12 священников и целует им руки, священники целуют митру и руку архиерея в знак смирения. В католической церкви апостолов изображают не священники, а нищие.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Убедительная просьба: Удерживайтесь от оскорблений и перехода на личности. Комментарии содержащие оскорбительные выражения и не нормативную лексику будут удаляться без всякого сожаления.