Одна читательница прислала:
Бог и Иисус в понимании Свидетелей Иеговы или, почему Свидетели Иеговы не верят в «Троицу».
Защитники учения о «Боге-троице» приводят некоторые стихи, чтобы доказать Свидетелям Иеговы, что Иисус Христос – Бог. Свидетели Иеговы, в свою очередь начинают доказывать, что Иисус не Бог и тоже находят для этого тексты из Библии.
Действительно ли Свидетели Иеговы не признают Иисуса Богом? Как они понимают стихи, в которых Иисус называется «Богом»? Или они понимают просто по-другому значение слова «Бог» применительно к Христу? Давайте разберемся.
Действительно ли Свидетели Иеговы не признают Иисуса Богом? Как они понимают стихи, в которых Иисус называется «Богом»? Или они понимают просто по-другому значение слова «Бог» применительно к Христу? Давайте разберемся.
Оказывается, Свидетели Иеговы не отвергают, что Иисус «Бог», но они пишут это слово с маленькой буквы и понимают под ним не Всемогущего Бога, а только Божественность. Дальше мы узнаем подробнее, что это значит.
Сразу давайте поговорим, почему Свидетели Иеговы, когда им начинают доказывать, что Иисус – Бог, начинают это оспаривать, хоть на самом деле признают Его «богом»? И почему они так стараются называть Иисуса «богом», а не «Богом»? Большая или маленькая буква – в чем разница?
Итак, начнем с того, что когда Свидетели Иеговы слышат, как Иисуса кто-то называет «Богом», то сразу понимают, что обычно под этим подразумевают люди: Отец и Сын – один и тот же Бог, или два лица одного Бога. Подобно как "имя и фамилия одного и того же человека". Именно такое представление у защитников «троицы» о Боге. Редко кто иначе себе представляют Бога. Но Свидетели Иеговы поняли по Библии, что такое представление не соответствует истине.
Действительно Отец и Сын называются в Библии Богом. Но они не одно и то же лицо (личность). Отец и Сын - это две личности. Отец выше Иисуса, Он один Бог всемогущий. А Иисус подчинен Отцу, Он "Бог крепкий" или «сильный бог» (Исаия 9:6). В чем же разница между этими понятиями? Разгадка понимания в том, что быть Богом можно и по природе и по положению. Именно этого не учитывают защитники учения о троице. Они путают одно с другим.
Природа Отца и Сына - одна: Божественная. У Отца (Иеговы) и у Сына (Иисуса) одна природа – Божественная, Они оба по природе – Боги. Некоторые тогда говорят: получается, что есть два Бога? Но Библия говорит, что Бог один! Давайте разберемся.
Пример: вы человек и ваш сын тоже человек. Т.е. у вас одна природа – человеческая, по природе вы оба – люди. Но это не значит, что вы и есть ваш сын или ваш сын – это вы (одна личность, одно лицо). Тогда вас двое или вы один? Вы один, потому что ваш сын – это уже не вы. Но в вашем сыне есть часть вас самих (генетически он ваша частичка), т.к. вы были его «создателем» в том смысле, что он родился от вас.
Иисус «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15,СП).
Бог Иегова «родил» Слово (ставшее позже Иисусом Христом). Тогда Он стал Отцом, а Слово соответственно, Сыном. Для Иисуса Он Отец, а Иисус для него Сын. Раз сын «рожден» Богом, то кто он по природе? Человек? Нет. Бог. Подобное рождает подобное. Вы не родите животное или птичку, только человека. Бог мог тоже родить только Бога по природе. Значит ли это, что есть два Бога? Если говорить не о природе в целом, а как об отдельной Личности, то Бог ОДИН. Для сравнения еще раз: человеков на земле в целом много (по природе), но вы, как отдельная личность, ОДИН. Ваш сын уже другая личность, и он тоже человек. Он тоже ОДИН. Вы не одна и та же личность. В этом смысле каждый из вас ОДИН. Поэтому, когда Библия говорит, что Бог один, она подразумевает не Его природу, а Его уникальное положение и присущую только Ему одному характерную особенность Личности. Бог Иегова говорил, что точно такой Личности как Он, больше нет:
Пример: вы человек и ваш сын тоже человек. Т.е. у вас одна природа – человеческая, по природе вы оба – люди. Но это не значит, что вы и есть ваш сын или ваш сын – это вы (одна личность, одно лицо). Тогда вас двое или вы один? Вы один, потому что ваш сын – это уже не вы. Но в вашем сыне есть часть вас самих (генетически он ваша частичка), т.к. вы были его «создателем» в том смысле, что он родился от вас.
Иисус «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15,СП).
Бог Иегова «родил» Слово (ставшее позже Иисусом Христом). Тогда Он стал Отцом, а Слово соответственно, Сыном. Для Иисуса Он Отец, а Иисус для него Сын. Раз сын «рожден» Богом, то кто он по природе? Человек? Нет. Бог. Подобное рождает подобное. Вы не родите животное или птичку, только человека. Бог мог тоже родить только Бога по природе. Значит ли это, что есть два Бога? Если говорить не о природе в целом, а как об отдельной Личности, то Бог ОДИН. Для сравнения еще раз: человеков на земле в целом много (по природе), но вы, как отдельная личность, ОДИН. Ваш сын уже другая личность, и он тоже человек. Он тоже ОДИН. Вы не одна и та же личность. В этом смысле каждый из вас ОДИН. Поэтому, когда Библия говорит, что Бог один, она подразумевает не Его природу, а Его уникальное положение и присущую только Ему одному характерную особенность Личности. Бог Иегова говорил, что точно такой Личности как Он, больше нет:
«вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис.46:9).
Михаил (второе имя Иисуса на небесах) означает «Кто подобен Богу?». Если не понимать разницы между положением и природой Бога, тогда это будет выглядеть как противоречие: Иегова говорит, что нет подобного Ему и, в то же время, называет Иисуса подобным Ему. Вернемся к нашему примеру с человеком. Ваш сын, родившийся от вас и являющийся по природе человеком, как и вы (в этом он подобен вам),
когда будет говорить о вас, что скажет? Что вы один или вас двое? Вы у него ОДИН отец (один человек, который является Ему отцом). Не два человека для него отцы, а ОДИН.
когда будет говорить о вас, что скажет? Что вы один или вас двое? Вы у него ОДИН отец (один человек, который является Ему отцом). Не два человека для него отцы, а ОДИН.
Иисус тоже подобен Богу по природе, но Бог по положению, Отец, у Него один. Нет двух Богов по положению. Только один – Иегова. Иисус на это положение не претендует. Он Бог только по природе.
Дальше. Через Христа Бог Иегова «усыновил» людей, проявляющих веру в Его Сына как Спасителя и Искупителя. А раз усыновил, то стал для них кем? Тоже Отцом. Он ОДИН, кто стал для нас Богом Отцом. Теперь Он для нас ОДИН Отец и ОДИН Бог по положению, как и для Христа:
Дальше. Через Христа Бог Иегова «усыновил» людей, проявляющих веру в Его Сына как Спасителя и Искупителя. А раз усыновил, то стал для них кем? Тоже Отцом. Он ОДИН, кто стал для нас Богом Отцом. Теперь Он для нас ОДИН Отец и ОДИН Бог по положению, как и для Христа:
«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанна20:17).
Его Сын для нас кто? Он для нас не человек, а Бог по природе, т.к. Его родил Бог. Поэтому можно сказать, что мы признаем Его и Богом (для нас только по природе) и Сыном Бога (по отношению Его к Отцу).
Но по положению Он для нас не Бог, а Господь, ибо Его Отец поставил Его над нами Главой, Господином, но Он не отдал Иисусу Свою власть. Отец не поставил Иисуса на Свое место, т.е. не отдал Ему Свое положение Бога. Отец дал Ему второе место по власти, после Себя. Абсолютная власть по прежнему принадлежит Иегове. Он никому не подчиняется, над Ним нет главы, в то время как Он глава Христу (текст из Библии, подтверждающий это, приводиться в статье дальше). Будучи Господом для всех как Верховный Владыка, Иегова решил управлять нами через Иисуса, назначив Его нашим Господом. И для нас Иисус является в таком смысле одним таким Господом. Т.е. Он один назначенный Отцом Господь для нас. Его Отец - был и остается абсолютным Господом и Богом (по власти и положению) для всего творения (включая ангелов, серафимов, херувимов и самого Иисуса), как верховный Владыка, как Бог Всемогущий, но он поделился частично своей властью и положением с Сыном, передав в управление Ему все, кроме Себя самого. Раз Иегова назначил одного Иисуса Господом над нами, значит Он ОДИН для нас Господь. Бог не назначал ангелов или еще кого-нибудь над нами Господом. Поэтому у нас нет двух, трех Господов. Иегова также не управляет сейчас нами как Господь непосредственно, а отдал управление Своему Сыну, т.е. Он управляет через господство Сына. И апостол Павел об этом хорошо говорит:
Но по положению Он для нас не Бог, а Господь, ибо Его Отец поставил Его над нами Главой, Господином, но Он не отдал Иисусу Свою власть. Отец не поставил Иисуса на Свое место, т.е. не отдал Ему Свое положение Бога. Отец дал Ему второе место по власти, после Себя. Абсолютная власть по прежнему принадлежит Иегове. Он никому не подчиняется, над Ним нет главы, в то время как Он глава Христу (текст из Библии, подтверждающий это, приводиться в статье дальше). Будучи Господом для всех как Верховный Владыка, Иегова решил управлять нами через Иисуса, назначив Его нашим Господом. И для нас Иисус является в таком смысле одним таким Господом. Т.е. Он один назначенный Отцом Господь для нас. Его Отец - был и остается абсолютным Господом и Богом (по власти и положению) для всего творения (включая ангелов, серафимов, херувимов и самого Иисуса), как верховный Владыка, как Бог Всемогущий, но он поделился частично своей властью и положением с Сыном, передав в управление Ему все, кроме Себя самого. Раз Иегова назначил одного Иисуса Господом над нами, значит Он ОДИН для нас Господь. Бог не назначал ангелов или еще кого-нибудь над нами Господом. Поэтому у нас нет двух, трех Господов. Иегова также не управляет сейчас нами как Господь непосредственно, а отдал управление Своему Сыну, т.е. Он управляет через господство Сына. И апостол Павел об этом хорошо говорит:
«но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:6).
Если Христос для нас Господь, означает ли это, что мы должны Иисусу поклоняться так, как и Его Отцу? Библия не учит такому. Она говорит только об Отце, что Он достоин поклонения, потому что Он все создал и дает всему жизнь (Откровение 4:11). Иисус сам сказал:
«Поклоняйся твоему Богу Иегове и только Ему совершай священное служение» (Матфея 4:10,НМ).
Когда Иисус спросил Своих учеников за кого они Его принимают, апостол Петр ответил:
«Ты Христос – Сын Бога живого» (Матфея 16:15-17).
Заметим, что Петр не сказал: «Ты Бог» или «Ты - второе лицо Бога», как это утверждают сегодня защитники «троицы». Иисус также не исправил Петра и не дополнил его ответ, что он сделал бы, будь Он тем же Богом, что и Его Отец, вторым лицом Всевышнего Божества. Ведь если это было так, то Петр упустил бы из виду очень главный аспект. Иоанн также написал:
«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанна 20:31).
Иоанн не сказал: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Бог».
Если апостолы считали, что Иисус – Сын Бога, а не Бог, и написали, что именно так нужно верить, то с какой стати мы сейчас должны верить по-другому?
Исследуя Библию, Свидетели Иеговы увидели еще и другие доказательства того, что Иисус не может быть тем же Богом, что и Его Отец, как утверждают сторонники «троицы». Вот несколько таких доказательств.
«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32).
Подумайте, если Иисус и Его Отец – Один и тот же Бог, тогда как Иисус мог не знать того, что знает Его Отец?
«говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42).
Если Иисус и Его Отец – Один и тот же Бог, тогда как Он мог говорить Сам Себе: «не Моя воля, но Твоя да будет»? Разве кто-то себе говорит: «Нет, пусть будет не так, как хочу я, а как хочешь ты»? Ведь это одно и то же – твое желание.
«И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим» (Матф.20:23).
Иисус говорит, что не Он будет решать, а Его Отец. Снова ясно, что Отец и Сын – не один и тот же Бог и их положение отличается. Иисус не в праве решать некоторые вопросы.
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).
Эти слова апостол Павел говорил о Христе уже спустя время после Его воскресения. Иисусу по-прежнему Бог был глава, что указывает на то, что положение Иисуса меньше, чем положение Отца, а значит, это не один и тот же Бог.
Поэтому ответ такой: Свидетели Иеговы признают Иисуса как Божественную личность по природе, но они не считают Его Богом по положению. Библия, как видно, подтверждает истинность такого учения. Чтобы эта разница была ясно видна, они пишут слово «бог», по отношению к Иисусу, с маленькой буквы. Это никак не делается с целью умаления положения Христа. Но Свидетели Иеговы и не превозносят Его до одного положения с Его Отцем, т.к. Библия ясно указывает, что подожение Отца выше, чем положение Сына. Сын подчинен Отцу.
«Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Иоан.14:28).
И еще один интересный момент, который верящие в «троицу» приводят как доказательство, что Библия якобы учит «троице»: в Еврейских Писаниях есть стихи, которые говорят об Отце и эти стихи используются в Греческих Писаниях применительно к Иисусу Христу. Они говорят, что, значит, речь идет об одном и том же Боге. Но давайте подумаем, разве мы не говорим одни и те же слова, или не даем одну и ту же характеристику двум разным людям? Например, если сын перенял у отца какую-то черту, или научился делать то же, что и отец с таким же успехом. Мы можем сказать в адрес сына те же самые слова, какие говорили и его отцу. Но было бы странно делать выводы, что в таком случае отец и сын – один и тот же человек. Так что такой «аргумент» слишком слабый для вывода, что Иисус и Его Отец – один и тот же Бог.
Интересно, что выдумавшие учение о троице не могли оспорить, что когда Библия говорит об Отце и Сыне, то ясно видно, что это две личности, а не одна. Поэтому, чтобы выйти из такого затруднения (а именно: как может быть две личности плюс Святой Дух, который они посчитали третьей личностью, и при этом один Бог), они придумали как вариант, что «Бог один, но в трех лицах». Как может быть три личности и все они – один и тот же самый Бог? Здравому уму понятно, что такое невозможно. Поэтому им пришлось назвать такое запутанное учение «тайной», чтобы никто не пытался даже его понять.
Защитники «троицы» говорят, что их учение «тайна», полностью не понятно для ума, потому что Бога до конца невозможно познать нашим разумом. Свидетели Иеговы тоже признают, что они имеют не 100% знания о Боге. Еще Иов говорил, что наши знания о Нем «лишь края Его путей, и лишь шепот доносится о Нем» (Иов 26:14). Но, тем не менее, Бог не скрыл полностью знания о Себе сейчас от нас. Через Библию мы можем узнать о Нем и увидеть какое есть духовное единство между Отцем и Сыном и в чем между Ними есть разница. Поэтому для нас не является «тайной» что Отец и Сын не один и тот же Бог по положению.
Иисус ни разу не сказал Своим ученикам, что Бог непостижимая «тайна». Напротив, Он сказал:
«Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном Тобой Иисусе Христе» (Иоанна 17:3).
Конечно, в первую очередь нужно приобретать знания о качествах Бога, а не докапываться до Его природной Сущности «на молекулярном уровне». Но нельзя игнорировать и оспаривать также то, что Бог открыл о Себе и в отношении Его власти, положения и других аспектов Его Личности. Нужно принимать все те знания, какие Он открывает нам через Библию, ничего не отбрасывая и не добавляя (Откровение 22:18,19). Похоже, людям трудно придерживаться этого условия и они добавляют к Библии свои учения, которые ей противоречат. Одно дело, когда мы действительно еще не понимаем какого-то учения Библии – в будущем Бог и это откроет. Но сейчас главное не игнорировать того, что уже ясно открыто нам Богом. Чтобы отказаться от ложного представления о Боге, требуется настоящее смирение. Гордый человек никогда не признает свои ошибки, даже когда видит, что Библия не поддерживает его взлядов.