Одно из наиболее крупных соединений «Русский
Охранный Корпус» на Балканах был создан из белогвардейцев-эмигрантов и
их детей, дополнен военнопленными; за годы войны через него прошло 17
тыс. человек. При штабе Корпуса был корпусной священник, а в полках –
полковые священники и походные церкви (т.к. полки действовали отдельно
друг от друга). Корпусным священником был назначен протоиерей отец Иоанн
(Гандурин). Место формирования «Русского Корпуса» посетил глава
Зарубежной Русской Православной церкви, митрополит Анастасий, и привёз с
собой Чудотворную икону Коренной Божией Матери. Иконой была освящена
одна из походных полковых церквей.
Глава РПЦЗ митрополит Анастасий благославляет Русский Корпус
Во время службы в Корпусе день начинался с построения и молитвы, а заканчивался построением и обязательной молитвой в строю. 15 мая 1945 года во временном лагере «Русского Корпуса», капитулировавшего перед англичанами, прошло массовое богослужение всех остатков полков со всем корпусным духовенством – участвовало несколько тысяч человек.
Вот как описывает духовную жизнь корпусников последний командир Корпуса полковник Рогожин:
«Я не могу вспомнить без душевного волнения, как бойцы Русского Корпуса стремились создать свои походных храмы в тех необыкновенно трудных условиях. Стремление это было стихийным. Все полки, по своему почину, создали свои церкви. На выбранном красивом месте в своём районе воздвигался алтарь, самого храма не создавали – молились под открытом небом. Материалом для постройки служили, главным образом, ветви, но всё было создано с таким вкусом и так много любви вкладывалось в это дело, что получалось красиво и оригинально. Часть церковного имущества полки привезли с собой в обозах, недостающую утварь быстро изготовили на месте в полках искусные мастера из консервных банок, дерева и т.п. Писались прекрасные иконы талантливыми иконописцами, используя для этого мешки… Таким образом, в расположении Корпуса было построено всего пять церквей, где регулярно совершались богослужения, умилявшие наши души и успокаивавшие наши смятенные сердца, наполняя их надеждой и верой в лучшее будущее».
Текст присяги, написанный генералом атаманом П.Н. Красновым для казаков был таков: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Евангелием в том, что буду Вождю Новой Европы и Германского народа Адольфу Гитлеру верно служить… В заключение сей клятвы целую Слова и Крест Спасителя Моего. Аминь».
Визит П.Н. Краснова к ветеранам 1-й гражданской войны 1917-22 годов в 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию Вермахта. Сентябрь 1943 г.
В Казачьем Стане, сначала расположившимся в Белоруссии, проводились постоянные богослужения. Протоиерей Василий Григорьев являлся старшим, здесь так же были украинские и белорусские священники. Служивший в 8-м полку протоиерей Тимофей Соин вспоминал:
«На всех остановках тяжелого и многострадального пути духовенство совершало богослужения под открытым небом. У кого были святые антиминсы – совершали литургию, у кого таковых не было – служили обедницы и молебны».
К сентябрю 1944 года Казачий Стан добрался до Северной Италии. И здесь, на чужбине налаживалась религиозная жизнь. Богослужения зачастую проходили в католических храмах. В каждую деревню или округ был назначен священник. Умельцы писали иконы, вырезали кресты, на нимбы шла жесть от консервных банок, сколачивались любительские хоры певчих. К концу 1944 года на службе в Казачьем Стане числились 34 священника, 4 диакона, 1 протодиакон и до 30 псаломщиков.
Другая крупнейшая казачья группировка входила в 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию, позже развернувшуюся в XV Казачий Кавалерийский корпус. При этом формировании существовала парадная Конвойская сотня казаков, которую, как и весь Корпус, окормляли 8 высших клириков.
Глава РПЦЗ митрополит Анастасий благославляет Русский Корпус
Во время службы в Корпусе день начинался с построения и молитвы, а заканчивался построением и обязательной молитвой в строю. 15 мая 1945 года во временном лагере «Русского Корпуса», капитулировавшего перед англичанами, прошло массовое богослужение всех остатков полков со всем корпусным духовенством – участвовало несколько тысяч человек.
Вот как описывает духовную жизнь корпусников последний командир Корпуса полковник Рогожин:
«Я не могу вспомнить без душевного волнения, как бойцы Русского Корпуса стремились создать свои походных храмы в тех необыкновенно трудных условиях. Стремление это было стихийным. Все полки, по своему почину, создали свои церкви. На выбранном красивом месте в своём районе воздвигался алтарь, самого храма не создавали – молились под открытом небом. Материалом для постройки служили, главным образом, ветви, но всё было создано с таким вкусом и так много любви вкладывалось в это дело, что получалось красиво и оригинально. Часть церковного имущества полки привезли с собой в обозах, недостающую утварь быстро изготовили на месте в полках искусные мастера из консервных банок, дерева и т.п. Писались прекрасные иконы талантливыми иконописцами, используя для этого мешки… Таким образом, в расположении Корпуса было построено всего пять церквей, где регулярно совершались богослужения, умилявшие наши души и успокаивавшие наши смятенные сердца, наполняя их надеждой и верой в лучшее будущее».
Текст присяги, написанный генералом атаманом П.Н. Красновым для казаков был таков: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Евангелием в том, что буду Вождю Новой Европы и Германского народа Адольфу Гитлеру верно служить… В заключение сей клятвы целую Слова и Крест Спасителя Моего. Аминь».
Визит П.Н. Краснова к ветеранам 1-й гражданской войны 1917-22 годов в 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию Вермахта. Сентябрь 1943 г.
В Казачьем Стане, сначала расположившимся в Белоруссии, проводились постоянные богослужения. Протоиерей Василий Григорьев являлся старшим, здесь так же были украинские и белорусские священники. Служивший в 8-м полку протоиерей Тимофей Соин вспоминал:
«На всех остановках тяжелого и многострадального пути духовенство совершало богослужения под открытым небом. У кого были святые антиминсы – совершали литургию, у кого таковых не было – служили обедницы и молебны».
К сентябрю 1944 года Казачий Стан добрался до Северной Италии. И здесь, на чужбине налаживалась религиозная жизнь. Богослужения зачастую проходили в католических храмах. В каждую деревню или округ был назначен священник. Умельцы писали иконы, вырезали кресты, на нимбы шла жесть от консервных банок, сколачивались любительские хоры певчих. К концу 1944 года на службе в Казачьем Стане числились 34 священника, 4 диакона, 1 протодиакон и до 30 псаломщиков.
Другая крупнейшая казачья группировка входила в 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию, позже развернувшуюся в XV Казачий Кавалерийский корпус. При этом формировании существовала парадная Конвойская сотня казаков, которую, как и весь Корпус, окормляли 8 высших клириков.
Освящение казачьих знамён в церкви. 1942 год
Над Казачьим Станом и XV Казачьим
Кавалерийским корпусом шефствовал начальник Главного Управления
Казачьих войск атаман П.Н.Краснов, близкий с архиепископом Николаем
(Автономовым).
Узнав о намеченной на 1 июня 1945 году в Австрии выдаче казаков на расправу и в ГУЛаг, иеромонах Анания из Новочеркасской станицы Казачьему Стану предложил:
«1 июня рано собраться всем войском на поляну за лагерем… Пусть там сделают возвышение: будем все соборно служить литургию. Войско пусть исповедуется и причащается. Из всех церквей иконы раздать в войско. Пусть стоят и поют: «Христос Воскресе!» Это все знают. И пусть берут нас силой от службы Божией… А может, не подымутся руки христиан на выдачу братьев. Может, Господь помилует».
Вот что произошло в лагере Пеггец под Лиенцем по свидетельству очевидцев:
«31 мая о.Василий вместе с собором духовенства совершил в барачной церкви лагеря Пеггец литургию, после окончания которой зачитал текст петиции и предложил провести день репатриации по-христиански. На обширной площади лагеря Пеггец был сделан деревянный помост для установки на нем престола, жертвенника и размещения духовенства. До самой ночи на площади служили, сменяя друг друга, священники. С 5 часов утра 1 июня 27 священников начали исповедовать желающих. Их было так много, что когда подошли крестные ходы из станиц, протоиерей Владимир (о.В.Григорьев направился в Лиенц подавать телеграммы с протестами) оставил 16 священников для продолжения исповеди, а с остальными начал Божественную литургию. Пели 2 больших хора -- кубанский и Епархиального управления. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились английские войска.
Многотысячная толпа была охвачена кольцом танков, танкеток и грузовых машин. Началась расправа: сопротивлявшихся казаков избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Духовенство начало сходить с помоста. Протодиакон Василий быстро употребил Святые Дары и обернул чашу в плат. Вскоре английский танк сломал помост, опрокинув престол и жертвенник, были порваны и поломаны церковные хоругви и утварь. Богослужение прекратилось. Многие певчие и некоторые священнослужители также были схвачены и брошены в машины. Возглавлявший службу протоиерей Владимир все время осенял крестом стремившихся схватить его солдат. Казаки, державшие хоругви и иконы во время литургии, и представители духовенства в облачениях с крестами оказались среди толпы и запели молитвенные обращения излюбленных песнопений. Когда же стали молитвенно обращаться к святым угодникам Божиим, иерей Николай, взяв в руки месяцеслов, вычитывал, начиная с 1 сентября, на каждый день установленного Церковью святого. Молитва неоднократно прерывалась атаками англичан...»
После ареста советскими смершистами в Австрии в июне 1945 года казаков войсковой организацией в лагерях Казачьего Стана оставалось духовенство, и прежде всего Епархиальное управление во главе с протопресвитером Василием Григорьевым. Под его руководством была составлена петиция об этом англо-американском предательстве, переданная английскому коменданту Лиенца для отправки английскому королю, архиепископу Кентерберийскому и Папе Римскому.
Была в СС и русская часть с православной атрибутикой на форме. Часть русских эмигрантов-белогвардейцев, имеющих бельгийское гражданство, вступила в бельгийский легион «Фландрия». Эмигрант Н.И.Сахновский, член «Российского Императорского Союза Ордена» (РИСО), в этом легионе командовал ротой, он и был инициатором создания при легионе русских вспомогательных частей из эмигрантов и пленных. При легионе был сформирован такой отряд. Легион «Фландрия» передали в войска СС как 55-ю отдельную штурмовую бригаду «Валлония», новое начальство согласилось на такую русскую вспомогательную часть при бельгийцах. Сахновский набрал сюда офицеров из белоэмигрантов, а солдаты были из местной эмиграции и пленных.
Эта рота в 200 человек, называвшаяся «Российским народным ополчением», на своем обмундировании (гражданской одежде, военной формы у рядового состава не было) носила православный крест с надписью «Сим победиши!». Кресты были собраны священником А. Шабашевым из русской православной общины в Бельгии.
В марте 1942 года берлинские русские белоэмигранты братья Сергей и Николай Никитовичи Ивановы получили одобрение от командующего группой армий «Центр» фон Клюге на создание из военнопленных антибольшевистской части в Белоруссии. Так же с ними полковник К. Г. Кромиади и И. К. Сахаров выступили с инициативой создания русских национальных частей. Местом формирования был определен поселок Осинторф близ Орши, где расположился штаб будущей армии. Войско должно было быть больше, чем подразделения «хиви» или «восточных» рот, батальонов. Эта воинская часть, формируемая белоэмигрантами и поддерживаемая абвером, стала называться «Русская Национальная Народная Армия» (РННА). Сюда не брали пленных советских лётчиков и танкистов – белоэмигранты считали, что все они идейные комсомольцы и коммунисты.
РННА сформировали с марта (150 человек) до августа (1500 человек) 1942 года. К началу декабря в РННА входило 5 батальонов, общая численность достигала 4000 человек.
Духовником РННА был архимандрит РПЦЗ Гермоген (Кивачук). Внешне он был едва ли не копией последнего российского Государя, Царя-Мученика Николая Александровича. Монах носил немецкую форму капитана Вермахта, но с русскими императорскими «золотыми» погонами, на фуражке трёхцветная кокарда. До войны отец Гермоген получил религиозное образование на теологическом факультете Кембриджского университета, был секретарём митрополита РПЦЗ Берлинского и Германского Серафима (Лядэ). «Батюшка в погонах» Гермоген был популярен в окрестных деревнях, так как занимался распределением «гуманитарной помощи», собранной для крестьян берлинскими русскими эмигрантами. Знаменит был и тем, что прилюдно ругал и Сталина, и Гитлера, за что его в конце концов отозвали в Берлин.
Позже архимандрит Гермоген (Кивачук) окормлял «1-й гвардейский батальон (бригаду) РОА», который располагался на станции Стремутка под Псковом и имел там свою церковь.
Движение Русской Освободительной Армии (РОА) активно поддерживалось русским православным духовенством. Вот как описывал командующий РОА генерал А.А.Власов советскому суду свою вторую пропагандистскую поездку в 1943 году:
«Возвращаясь в Берлин, я остановился в Риге и выступил с антисоветским докладом перед русской интеллигенцией города, а также имел беседу с проживавшим в Риге митрополитом Сергием (Воскресенским, главой «Православной миссии»). Встреча с митрополитом Сергием мне была организована немецким офицером, который ведал пропагандой в Риге, с целью установления контакта с Русской Православной церковью и использования духовенства для совместной борьбы с Советской властью.
Сергий согласился со мной о необходимости усилить борьбу против Советской власти, сказал, что он намерен создать святейший синод в областях, оккупированных немцами. При это Сергий говорил, что только священники, выехавшие из Советского Союза, знают положение населения и смогут найти с ним общий язык, в то время как эмигрантские священники оторвались от советской действительности и авторитетом среди населения не пользуются».
Вечером 1 мая 1943 года к генералу Власову были приглашены видные члены «Православной миссии»: протопресвитер Кирилл Зайц, протоиерей Николай Жунда, священник Георгий Бенигсен и Н.Д. Сабуров. Генерал просил поддержать РОА и мирополит Сергий (Воскресенский) благословил это. После этой беседы представители Управления миссии отцы Г.Бенигсен, К. Кравченок, В. Караваев и А. Перминов стали участвовать в деятельности власовского «Русского Комитета». Они выступали по радио, прочитали несколько докладов в Пскове, Порхове, Острове, Гдове и Новоселье и выпустили совместно с Комитетом листовку, призывающую население вступать в ряды РОА. По предложению Управления миссии в помещениях «Русского Комитета» также устраивались духовные концерты, в которых участвовали церковные хоры Пскова.
Генерал А.А.Власов в юности до своей красноармейской карьеры учился в Нижегородской Духовной семинарии. Настоятель Псково-Печерского монастыря игумен Павел (Горшков) был этим и чистосердечием генерала так растроган, что поклонился Андрею Андреевичу и благословил его на поход против большевиков, подарил икону.
Узнав о намеченной на 1 июня 1945 году в Австрии выдаче казаков на расправу и в ГУЛаг, иеромонах Анания из Новочеркасской станицы Казачьему Стану предложил:
«1 июня рано собраться всем войском на поляну за лагерем… Пусть там сделают возвышение: будем все соборно служить литургию. Войско пусть исповедуется и причащается. Из всех церквей иконы раздать в войско. Пусть стоят и поют: «Христос Воскресе!» Это все знают. И пусть берут нас силой от службы Божией… А может, не подымутся руки христиан на выдачу братьев. Может, Господь помилует».
Вот что произошло в лагере Пеггец под Лиенцем по свидетельству очевидцев:
«31 мая о.Василий вместе с собором духовенства совершил в барачной церкви лагеря Пеггец литургию, после окончания которой зачитал текст петиции и предложил провести день репатриации по-христиански. На обширной площади лагеря Пеггец был сделан деревянный помост для установки на нем престола, жертвенника и размещения духовенства. До самой ночи на площади служили, сменяя друг друга, священники. С 5 часов утра 1 июня 27 священников начали исповедовать желающих. Их было так много, что когда подошли крестные ходы из станиц, протоиерей Владимир (о.В.Григорьев направился в Лиенц подавать телеграммы с протестами) оставил 16 священников для продолжения исповеди, а с остальными начал Божественную литургию. Пели 2 больших хора -- кубанский и Епархиального управления. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились английские войска.
Многотысячная толпа была охвачена кольцом танков, танкеток и грузовых машин. Началась расправа: сопротивлявшихся казаков избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Духовенство начало сходить с помоста. Протодиакон Василий быстро употребил Святые Дары и обернул чашу в плат. Вскоре английский танк сломал помост, опрокинув престол и жертвенник, были порваны и поломаны церковные хоругви и утварь. Богослужение прекратилось. Многие певчие и некоторые священнослужители также были схвачены и брошены в машины. Возглавлявший службу протоиерей Владимир все время осенял крестом стремившихся схватить его солдат. Казаки, державшие хоругви и иконы во время литургии, и представители духовенства в облачениях с крестами оказались среди толпы и запели молитвенные обращения излюбленных песнопений. Когда же стали молитвенно обращаться к святым угодникам Божиим, иерей Николай, взяв в руки месяцеслов, вычитывал, начиная с 1 сентября, на каждый день установленного Церковью святого. Молитва неоднократно прерывалась атаками англичан...»
После ареста советскими смершистами в Австрии в июне 1945 года казаков войсковой организацией в лагерях Казачьего Стана оставалось духовенство, и прежде всего Епархиальное управление во главе с протопресвитером Василием Григорьевым. Под его руководством была составлена петиция об этом англо-американском предательстве, переданная английскому коменданту Лиенца для отправки английскому королю, архиепископу Кентерберийскому и Папе Римскому.
Была в СС и русская часть с православной атрибутикой на форме. Часть русских эмигрантов-белогвардейцев, имеющих бельгийское гражданство, вступила в бельгийский легион «Фландрия». Эмигрант Н.И.Сахновский, член «Российского Императорского Союза Ордена» (РИСО), в этом легионе командовал ротой, он и был инициатором создания при легионе русских вспомогательных частей из эмигрантов и пленных. При легионе был сформирован такой отряд. Легион «Фландрия» передали в войска СС как 55-ю отдельную штурмовую бригаду «Валлония», новое начальство согласилось на такую русскую вспомогательную часть при бельгийцах. Сахновский набрал сюда офицеров из белоэмигрантов, а солдаты были из местной эмиграции и пленных.
Эта рота в 200 человек, называвшаяся «Российским народным ополчением», на своем обмундировании (гражданской одежде, военной формы у рядового состава не было) носила православный крест с надписью «Сим победиши!». Кресты были собраны священником А. Шабашевым из русской православной общины в Бельгии.
В марте 1942 года берлинские русские белоэмигранты братья Сергей и Николай Никитовичи Ивановы получили одобрение от командующего группой армий «Центр» фон Клюге на создание из военнопленных антибольшевистской части в Белоруссии. Так же с ними полковник К. Г. Кромиади и И. К. Сахаров выступили с инициативой создания русских национальных частей. Местом формирования был определен поселок Осинторф близ Орши, где расположился штаб будущей армии. Войско должно было быть больше, чем подразделения «хиви» или «восточных» рот, батальонов. Эта воинская часть, формируемая белоэмигрантами и поддерживаемая абвером, стала называться «Русская Национальная Народная Армия» (РННА). Сюда не брали пленных советских лётчиков и танкистов – белоэмигранты считали, что все они идейные комсомольцы и коммунисты.
РННА сформировали с марта (150 человек) до августа (1500 человек) 1942 года. К началу декабря в РННА входило 5 батальонов, общая численность достигала 4000 человек.
Духовником РННА был архимандрит РПЦЗ Гермоген (Кивачук). Внешне он был едва ли не копией последнего российского Государя, Царя-Мученика Николая Александровича. Монах носил немецкую форму капитана Вермахта, но с русскими императорскими «золотыми» погонами, на фуражке трёхцветная кокарда. До войны отец Гермоген получил религиозное образование на теологическом факультете Кембриджского университета, был секретарём митрополита РПЦЗ Берлинского и Германского Серафима (Лядэ). «Батюшка в погонах» Гермоген был популярен в окрестных деревнях, так как занимался распределением «гуманитарной помощи», собранной для крестьян берлинскими русскими эмигрантами. Знаменит был и тем, что прилюдно ругал и Сталина, и Гитлера, за что его в конце концов отозвали в Берлин.
Позже архимандрит Гермоген (Кивачук) окормлял «1-й гвардейский батальон (бригаду) РОА», который располагался на станции Стремутка под Псковом и имел там свою церковь.
Движение Русской Освободительной Армии (РОА) активно поддерживалось русским православным духовенством. Вот как описывал командующий РОА генерал А.А.Власов советскому суду свою вторую пропагандистскую поездку в 1943 году:
«Возвращаясь в Берлин, я остановился в Риге и выступил с антисоветским докладом перед русской интеллигенцией города, а также имел беседу с проживавшим в Риге митрополитом Сергием (Воскресенским, главой «Православной миссии»). Встреча с митрополитом Сергием мне была организована немецким офицером, который ведал пропагандой в Риге, с целью установления контакта с Русской Православной церковью и использования духовенства для совместной борьбы с Советской властью.
Сергий согласился со мной о необходимости усилить борьбу против Советской власти, сказал, что он намерен создать святейший синод в областях, оккупированных немцами. При это Сергий говорил, что только священники, выехавшие из Советского Союза, знают положение населения и смогут найти с ним общий язык, в то время как эмигрантские священники оторвались от советской действительности и авторитетом среди населения не пользуются».
Вечером 1 мая 1943 года к генералу Власову были приглашены видные члены «Православной миссии»: протопресвитер Кирилл Зайц, протоиерей Николай Жунда, священник Георгий Бенигсен и Н.Д. Сабуров. Генерал просил поддержать РОА и мирополит Сергий (Воскресенский) благословил это. После этой беседы представители Управления миссии отцы Г.Бенигсен, К. Кравченок, В. Караваев и А. Перминов стали участвовать в деятельности власовского «Русского Комитета». Они выступали по радио, прочитали несколько докладов в Пскове, Порхове, Острове, Гдове и Новоселье и выпустили совместно с Комитетом листовку, призывающую население вступать в ряды РОА. По предложению Управления миссии в помещениях «Русского Комитета» также устраивались духовные концерты, в которых участвовали церковные хоры Пскова.
Генерал А.А.Власов в юности до своей красноармейской карьеры учился в Нижегородской Духовной семинарии. Настоятель Псково-Печерского монастыря игумен Павел (Горшков) был этим и чистосердечием генерала так растроган, что поклонился Андрею Андреевичу и благословил его на поход против большевиков, подарил икону.
Псково-Печерский
монастырь, 1942 год. Русское духовенство с немецкими офицерами.
Митрополит МП Сергий (Воскресенский), экзарх Прибалтики в 1941 – 1944
годах, в нижнем ряду в центре между двумя офицерами Вермахта.
14 ноября 1944 года в Праге был создан
Комитет Освобождения Народов России (КОНР) во главе с генералом
А.А.Власовым. 18 ноября заседание продолжилось в Берлине, где
присутствовало духовенство РПЦЗ. До первоиерарх РПЦЗ митрополит
Анастасий побывал у генерала Власова вместе с митрополитом Серафимом
(Лядэ). После двухчасовой беседы владыка Анастасий благословил РОА.
Глава РПЦЗ митрополит Анастасий выступил на берлинском заседании с речью.
На следующий день в русском православном соборе в Берлине состоялся молебен о даровании победы РОА. Служил митрополит Анастасий с митрополитом Серафимом и восемью священниками.
Глава РПЦЗ митрополит Анастасий выступил на берлинском заседании с речью.
На следующий день в русском православном соборе в Берлине состоялся молебен о даровании победы РОА. Служил митрополит Анастасий с митрополитом Серафимом и восемью священниками.
Молебен РОА. Открытие «Народной Помощи». Рождественская елка для детей.
Наиболее активен в РОА был протоиерей
Александр Киселёв, ставший духовником генерала Власова. Батюшка
переехал в Германию в 1940 г. из Эстонии, служил в берлинском соборе
Воскресения Христова, много времени уделял окормлению остарбайтеров и,
если удавалось, советских военнопленных. С 1943 г. отец Александр
обслуживал и специальный лагерь в г.Вустрау (вблизи Берлина), где
готовились в РОА советские военнопленные. Потом служил в гарнизонной
церкви в Мюнзингене, где формировалась 2-я дивизия РОА.
Молебен РОА. В первом ряду -- генерал А.А.Власов
Штаб РОА окормлял отец Александр Киселёв, а
боевые части РОА обслуживали три десятка клириков Братства монастыря
во имя Иова Почаевского. При РОА готовились создать институт военного
духовенства: в части должны были влиться полковые священники, как это
было в Русской Императорской армии или в Вермахте.
Продолжение следует...